Зинат Акбарова | |
|
Статьи о Зинат Акбаровой.
Народной артистке республики Зинат Акбаровой - 80 лет. Высший пилотаж. 16-01-2015, Автор : Людмила ЕНИСЕЕВА Они ровесники - Зинат Акбарова и Уйгурский музыкально-драматический театр, служению которому она отдала всю свою жизнь. Театр этот уникален, равно как уникально и мастерство его артистов. Они должны петь, танцевать и доносить со сцены тексты Шекспира, Мусрепова, бессмертные уйгурские мукамы. И этот высший пилотаж подвластен ей - первой профессиональной актрисе уйгурского театра, народной артистке Казахстана Зинат Акбаровой. Она - живая легенда сцены, она - духовный бренд уйгурского народа.
КОГДА ОЖИВАЮТ ГЕРОИ …
Стояла середина лета, гастроли были в разгаре, и это представление давалось в таком отдаленном селении, где почтальон и тот считался редкой птицей. Но артисты - народ вездесущий, и весть о том, что сюда, в богом заброшенный уголок, прибыл театр, взбудоражила всех. К вечеру маленький сельский клуб был переполнен донельзя, и все собравшиеся с величайшим вниманием следили за каждым движением на сцене, надеясь на то, что развернувшаяся там драма окончится благополучно. Но ожидания их не оправдывались - отказавшись выйти замуж за старого бая, влюбленная в своего ровесника юная красавица Анархан была приговорена к позорной и мучительной казни за нарушение вековых традиций. Подвергнутая страшным пыткам и изощренным издевательствам, она, к величайшему горю сидевших в зале зрителей, умирала вместе со своим любимым. Уже произнесены последние, заветные слова, уже она, обессиленная, падает на подмостки. Еще одно, прощальное, движение слабеющей руки, и под скорбные звуки музыки медленно закрылся занавес. Потрясенный гибелью героини пьесы, зал впал в оцепенение. Боль, растерянность на лицах, переполненные слезами глаза и немой вопрос: "Да за что же такое ей, этой замечательной и чистой девушке, так смело выступившей против пережитков прошлого?" Словом, то, что называется состоянием шока. А потом… Потом занавес вдруг шевельнулся, пошел открываться вновь, и лица зрителей озарились радостным удивлением: Анархан - живая и невредимая - выходила к ним на авансцену вместе со своим избранником. - Да, - вспоминает Зинат Акбарова, исполнительница роли Анархан, - такую реакцию мы действительно наблюдали в Панфиловском районе после одного из наших гастрольных спектаклей. Оказывается, тогда, в 60-е годы прошлого века, наш зритель был таким вот наивным и неискушенным, доверчивым и простодушным. Вы даже не представляете, что было с людьми, когда мы вышли на поклон! Восторги, ахи, охи, овации, потом все бросились к нам. Каждому хотелось потрогать, прикоснуться, удостовериться, что мы и вправду живы. И примерно так же принимали мою Анархан во всех уйгурских селениях. 15 лет я бессменно играла ее, и для меня это предмет гордости, потому что со спектакля "Анархан" началась история первого профессионального уйгурского театра. Дожив с 1934 года до сегодняшнего дня, он никогда не сходил с репертуара. Ну, а если речь заходит об основоположниках театра, то я с благоговением говорю о том, что одним из них был мой папа. - Легендарный среди уйгур Аскаржан Акбаров? - Совершенно верно. Он виртуозно играл на дапе, то есть бубне и владел всеми национальными инструментами - саттар, гиджак, дутар, тамбур, раваб, чанч, най, сурнай, награ, сапая и другие. Зная все 12 мукамов, каждый из которых - целое полотно с большим хоровым вступлением, а также множество уйгурских песен, он добился того, чтобы все они звучали в концертах. Выходец из Джаркента, папа был подмастерьем у сапожников. Мать его рано умерла, он остался на улице, и они его подобрали. Среди них было много народных певцов - как местных, так и тех, что приезжали из Синьцзянь-Уйгурской автономии. Папа их постоянно слушал, потом стал записывать, перекладывать на инструменты и даже делал обработку. Все это пригодилось ему при создании театра. И если сейчас у нас есть фольклорный ансамбль "Нава", то тогда это была просто концертная программа уйгурских песен и танцев. Папа привлекал к ней талантливых людей из колхозов, совхозов и возникших еще в 20-е годы кружков художественной самодеятельности, учил их петь и играть. Его школу прошли многие известные впоследствии артисты - Мариям Семятова, Рушангуль Илахунова, Макпир Бакиев, Ахмеджан Шамиев и другие. Чтобы все со сцены звучало как надо, он пропевал им буквально каждую строку. А однажды Евгений Брусиловский попросил папу помочь его ученику Куддусу Кужамьярову. "Очень, - говорил он, - талантливый музыкант, и, несомненно, из него выйдет настоящий композитор. Но этот выросший в городе уличный босоногий мальчишка не знает народной музыки. Если можно, преподайте ему то, что считаете необходимым!". И папа напел ему много хороших уйгурских песен. Некоторые из них состоявшийся вскоре композитор использовал в своей знаменитой симфонии "Ризвангуль". Очень ценил отца и Ахмет Жубанов. Он говорил, что это великий талантище и ходячая народная музыка. Таким образом, помимо чисто актерской деятельности, папа 25 лет был еще и художественным руководителем музыкальной части театра. Кстати, благодаря ему Москва впервые познакомилась с уйгурами. - Во время Декады казахского искусства 1936 года? - Нет, позже - в 1939 году. Тогда туда поехала казахстанская делегация из двухсот человек, и он сделал так, что 40 из них были уйгуры. Там, в Большом театре, при полном составе Политбюро во главе со Сталиным должен был состояться концерт. А в ансамбле был замечательный танцор из уйгурского кишлака, и вот он под аккомпанемент папиного бубна исполнял традиционный "Танец с палками". И до того у него виртуозно это получалось, что весь театр, в том числе и члены правительства, буквально гудел от аплодисментов. Но в те времена номера на "бис" не повторяли. А тут все просят, исполнителя со сцены не отпускают. И тогда устроители обратились за разрешением к Сталину. Он выслушал, рассмеялся и махнул рукой - дескать, пусть повторит! Тот, конечно, станцевал еще раз, и на второй день все московские газеты пестрели его фотографиями. - В ту пору театру было пять лет. Где же он базировался? - В Алма-Ате, в здании бывшей мечети - сейчас это угол улиц Фурманова и Жибек Жолы. Правда, когда началась война, его перевели в Чилик, потому что здание было отдано под госпиталь. В Чилике театр пробыл до 1960 года, потом его вернули снова в Алма-Ату. СЦЕНА КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ - А когда вы почувствовали в себе актерские задатки? - Сама я, можно сказать, родилась в театре. Крутилась за кулисами, на репетициях, в гримерках, и когда мне было три года, на детском утреннике вышла на сцену. Еще ходить толком не могла, а вышла, потому что папа прекрасно играл на бубне, и я под этот бубен начала танцевать. Это был мой дебют. А когда мне исполнилось семь, заняла первое место на Всесоюзной художественной олимпиаде детского творчества, которая проходила в Алма-Ате. Я там пела и танцевала. Представляете, первое место в Советском Союзе! Это был 1942 год. Мне вручили золотые часы (в голодное время мы поменяли их на пуд зерна), грамоту дали и сняли для киножурнала. Среди победителей были скрипачка с Украины Ольга Пархоменко, собирательница хлопка Мамлакат Нахангова из Таджикистана и Саша, она же Александра Пахмутова, из Москвы. Она играла на пианино и только-только начала сочинять музыку. А в 1956 году режиссер студии ЦСДФ Арша Оганесова, что снимала нас в 1942-м, собрала всех в Москве и сделала фильм "Необыкновенные встречи". Пахмутова в ту пору только-только познакомилась с Николаем Добронравовым, и они собирались жениться. Мамлакат стала доцентом Таджикского университета, я - артисткой, Ольга Пархоменко - известной скрипачкой. Помню, как по случаю съемок в Чилике нам в экстренном порядке починили крышу и побелили дом. Все бастыки испугались, велели подмести улицы. Меня снимали с песнями и танцами, потом запечатлели маму, папу, братьев и сестер. И теперь, когда Москва иногда включает этот фильм в свои телепередачи, я с удовольствием возвращаюсь в то время. - Успех на олимпиаде имел какое-то продолжение? - Да. После нее меня приняли и в музыкально-хореографическое училище, или, как его тогда называли - Музхоркомбинат, где я жила в интернате. Там работали такие замечательные педагоги, как Александр Селезнев и Шара Жиенкулова. В 1955 году я окончила училище и стала первым в Уйгурском театре работником со специальным образованием. Вообще-то меня направили в театр как солистку балета, и первое время я только танцами и занималась. Исполняла уйгурский, узбекский, татарский, украинский, индийский и другие танцы. Но мне нравилось также играть в спектаклях как драматическая актриса. Начала с роли Ляйлихан - сестренки Анархан, а потом мне дали роль самой Анархан, которую я очень любила и знала наизусть буквально каждую реплику. И хотя никаких макияжей мы тогда не знали, да и гримом особо не пользовались, успех был всегда невероятный. Моим партнером был Акрам Мансуров - красивый, проникновенный артист, который очень хорошо пел. С ним, а потом с Абдримом Ахмадиевым и Султаном Исраиловым я играла также в спектаклях "Герип и Санам", "Проделки Майсары", "Нурхан"... А поскольку уйгуры жили в разных местах страны, то большую часть времени театр проводил на колесах. Папа, так тот вообще целый год находился в поездках. Он и семью-то толком не видел. Уезжал - мама была еще в положении, приезжал - по полу ползал уже родившийся ребенок. Единственное, что он успел сделать для себя лично, так это выкрасть маму.
- Интересно, как это? - Мама у нас аристократка по рождению. Она была из Джаркента, из хорошей богатой семьи. И когда в 1935 году папа был там на гастролях, они познакомились, влюбились друг в друга, и он тайно от родителей увез ее в Алма-Ату. Мама поступила в театр, танцевала, пела и готовилась играть в "Анархан". Но поскольку должна была родиться я, дебюта не состоялось. У нас была дружная семья, хотя жили мы трудно. Представляете, восемь детей на руках у мамы при 80 рублях отцовской зарплаты! Папа на гастролях, а она одна с нами в Чилике, где ни дров, ни еды. Две грядки земли, а воды для полива не дают, все это засыхало. Так она из картофельной шелухи варила нам суп, и так мы выживали. А театр… театр был по большей части в пути - уйгурские и казахские селения нашей республики, колхозы и совхозы Киргизии, Узбекистана, Каракалпакии, новостройки и предприятия, городские площадки. Трудно, конечно, но ведь каждый спектакль был праздником для наших зрителей. Очень трогательно было, например, в небольшом поселке Кольджат на границе с Китаем. Там в здании бывшей мечети размещался клуб, и все знали, что очередное наше представление начнется в восемь вечера, когда каждый двор управится по хозяйству. И, тем не менее, предусмотрительные родители уже с двух часов дня посылали своих детей с маленькими стульчиками занимать места. Конечно, спектакли наши видели все не по одному и не по два раза. Знали заранее, кто добрый, кто злодей, чем кончится действие, помнили каждый эпизод. Но шли смотреть снова и снова. А уж как любили нас, актеров! Мы все работали с такой отдачей, будто выходили на сцену первый и последний раз. - Но вас ждали и в Алма-Ате? - Не то слово! Уйгуры толпами шли на спектакли и концертные представления. Однажды, помню, я задержалась - надо было накормить недавно родившуюся дочку. Подбегаю к "Казахконцерту", а все служебные двери закрыты. Иду с центрального входа. Народ толчется, бьется, двери ломает, и я не могу зайти. Звенит третий звонок - что делать? Я буквально ныряю вниз и штопором пытаюсь протиснуться меж ног. "Пропустите меня, пропустите!". Пихают, толкают, а потом вдруг кто-то рассмотрел, что это я, и громко так: "Бог мой, Анархан, оказывается, здесь, среди нас, а мы все куда-то ломимся!". Жаждущий попасть на спектакль народ рассмеялся, а контролерша по такому случаю открыла дверь и пропустила всех вместе со мной. "А НАГРАДОЙ МНЕ - ТРИ ЗАМЕРЗШИЕ ГВОЗДИКИ" - Вы были ведущей актрисой театра. Представляю, сколько ролей вы сыграли… - Более ста. Причем несколько любимых всеми постановок десятилетиями держались на сцене. Кроме них, были еще главные, а потом и возрастные роли в спектаклях "Герип и Санам", "Проделки Майсары", "Черная роза", "Нурхан", "Зыковы", "Садыр Палуан", "Бай и батрак" и другие. Последней моей работой была Ханума в прекрасном одноименном спектакле. Роль эту я очень люблю, и с удовольствием ее исполняла.
- Какой сценический жанр вам больше по душе? - Комедия - там много песен, танцев, юмора. Люблю лирических героинь. В "Аршин-Малалан" Гульчехру сыграла, например. Красивый образ такой. Нравится мне и хулиганистая Яринка из "Свадьбы в Малиновке". Очень хорошо прошел у нас живой и колоритный спектакль "Кыз-Жибек". Сам Мусрепов, автор пьесы, приходил смотреть, даже банкет нам давал в ресторане. Артисты из Театра казахской драмы и оперного театра, где тоже шли постановки по этой легенде, все ходили к нам. Я там играла Камку, мать Тулегена,- маленький кусочек всего в одной картине, но какая трагедия! Она будто предчувствует, что он умрет. Там еще ария такая драматическая, где она прощается с сыном, провожая его к невесте. - В Казахстане известна уйгурская династия Акбаровых… - Да, таковая действительно уже существует. Нашим родителям в детстве не довелось учиться, но образование всем нам они дали. Устроили в школы-интернаты, а после десятилетки каждый пошел своей дорогой. Салима окончила ГИТИС и работала главным балетмейстером в нашем театре, Адалят после хореографического училища тоже пришла в к нам солисткой балета. Нурбуви и Тельман после музыкальной школы имени Жубанова и Алма-Атинской консерватории стали концертмейстерами. Халбуви очень хотела стать режиссером, поступила в Ташкентский институт театрального искусства, осталась там и уже много лет преподает режиссуру. Брат Анвар - профессор, завкафедрой камерного ансамбля и квартета, руководитель студенческого оркестра консерватории им. Курмангазы. Он очень одаренный музыкант, и всякий раз после его концертов я по месяцу хожу под впечатлением. Самый младший из всех нас - Альмжан. Он - главный редактор газеты "Дружные ребята". Ушел в журналистику лишь потому, что я, старшая сестра, сказала в свое время: "Хватит с нас музыкантов!". Но природа есть природа, она проявляется в нас, хотим мы того или нет. У Альмжана красивый голос, безупречный слух, он хорошо поет, не так давно выпустил свой компакт-диск и готовит новый. Сама я 60 с лишним лет проработала в нашем Уйгурском театре. Мы, братья и сестры, все очень дружны, нет такого дня, чтобы мы не увиделись или не перезвонились. И уж, конечно, помогаем во всем друг другу. - Если суммировать все, то как бы вы оценили прожитые вами годы? - Я считаю себя счастливой. Судьба дала мне все - прекрасных родителей, замечательных братьев и сестер, не обманувших мои ожидания детей и внуков и главную радость души - сцену с ее благодарными и очень трогательными в своих чувствах зрителями. - И еще - какой самый дорогой для вас момент в вашей актерской жизни? - В 60-е годы была у нас комедия "Кто в кого влюблен". Там я играла сторожиху. Хожу с деревянным автоматом, завод охраняю и гоняю всех, кто осмелится приблизиться. Роль такая забавная, ну и, конечно, с песнями и танцами. А за стенами клуба, где идет этот наш всамделишный спектакль, мороз лютый. На дворе декабрь, зал не топлен, холодина - зуб на зуб не попадает. Зрители кто в пальто, кто в шубе и валенках. Вот наступает мой любимый эпизод, я делаю в нем все с азартом, с огоньком. И вдруг вижу, как поднимается на сцену старенькая-престаренькая бабушка. "Куда же вы, - говорят ей из зала, - рано еще, не торопитесь!". Но она идет. Ей снова: "Остановитесь, надо подождать!". Она будто бы не слышит. Уже шикают на нее, покрикивают: "Да дайте же героине хотя бы допеть!". А бабулечка взобралась на подиум, идет ко мне, кланяется и преподносит три вконец замерзших цветка гвоздики. Потом обнимает меня и громко так, торжественно, чтобы слышали все, говорит: "Молодесь!" Ну что тут скажешь - и смех, и грех! И это "Молодесь!" из уст бабуленьки я держу при себе всю жизнь. Оно мне дороже всех похвал и всех наград.
Зинат Акбарова: Театр – это вся моя жизнь. Сразу два юбилея у народной артистки РК Зинат Акбаровой – 60 лет работы на сцене Республиканского государственного уйгурского театра музыкальной комедии им. К. Кужамьярова и 80 лет со дня рождения.
Зинат из рода Акбаровых
– Люблю лирических героинь, – признается она. – В «Аршин-Малалан», например, я сыграла Гульчехру. Нравится мне и Яринка из «Свадьбы в Малиновке». Очень хорошо прошел у нас спектакль «Кыз-Жибек». Сам Мусрепов, автор пьесы, приходил смотреть. Я там играла мать Тулегена Камку. В нашем театре ставилась и русская классика. Например, в пьесе Горького «Зыковы» я играла Павлу. То есть эта интернациональная составляющая всегда присутствовала. И вот что интересно: тяжело тогда люди жили, бедно, голодно, но при этом никогда не делились по национальностям. Об этом даже не думали – казах ты, уйгур или русский. Это была большая дружная семья. Тогда и театры тесно общались между собой.
Автор: Елена БРУСИЛОВСКАЯ, 6 февраля 2015 года http://www.kazpravda.kz/fresh/view/zinat-akbarova-teatr--eto-vsya-moya-zhizn Алия Адамбаева Если в теплице расцветают сотни тюльпанов, то это селекционное достижение, а когда на склонах каменистых гор пробивается дикий беззащитный цветок, то это уже желание жить, упорство и стремление. О таком “диком”, редком цветке мы и хотим вам сегодня рассказать. Это Зиннат Акбарова - народная артистка Республики Казахстан. Недавно у нее был юбилей - семьдесят лет О Зиннат Акбаровой я слышала давно и много, но познакомиться мне довелось только сейчас. Она - живая легенда, гордость и успех уйгурского театра. Ею созданы многочисленные образы в спектаклях “Анархан”, “Герип-Санам”, “Аршин Малалан”, “Проделки Майсары”, “Свадьба в малиновке”, “Черная роза”, “Кыз Жибек” и многие десятки других ролей. егодня веселая, обаятельная и гостеприимная Зиннат, дочь Аскаржана Акбарова - одного из основоположников Уйгурского театра - выглядит молодой и очаровательной. И это после всего того, что свалилось на ее хрупкие плечи!
Зиннат родилась в атмосфере музыки и искусства. Другой жизни она и не знала. В три года она впервые вышла на сцену вместе с папой на детском утреннике. А уже в семь лет завоевала на общесоюзном смотре художественной самодеятельности детей первое место...
- Это было во время войны, в 1942 году, мы жили тогда в Чилике.
Когда мы много ездили по всем аулам на машине, по страшным дорогам, жили у людей, ели как попало, не было ничего прекраснее, чем видеть восхищенные глаза зрителей. Люди одевали все самое красивое, торопились не опоздать. Клубы были совсем маленькими, и в два часа дня дети шли занимать место для своих родителей на восьмичасовой спектакль. Нас это так подстегивало, иначе невозможно было бы целый день трястись в машине, а вечером выдавать высокое искусство. В 60-е годы была у нас комедия “Кто в кого влюблен”. Там я играла сторожиху. Хожу с деревянным автоматом, значит, завод охраняю. Роль характерная, забавная, конечно, с песнями и танцами. Играю я себе ее, играю, а за стенами сельского клуба мороз лютый. На дворе декабрь, зал нетоплен - холодина. Зрители кто в пальто, кто в шубе. Вот подступает мой любимый эпизод, я делаю в нем все с азартом, с огоньком и вдруг вижу, как поднимается на сцену старенькая-престаренькая бабушка. “Куда же вы, - говорят ей из зала, - рано еще, не торопитесь!”. Но она идет. Ей снова: “Остановитесь, надо подождать!”. Она будто бы не слышит. Уже шикают на нее, покрикивают: “Да дайте же героине хотя бы допеть!”. А бабулечка взобралась на подиум, идет ко мне, кланяется и преподносит три вконец замерзших гвоздики. Потом обнимает меня и громко так, торжественно, чтобы слышали все, говорит: “Молодесь!”.
17 марта 2006 №11 (407) газета «НП» http://www.np.kz/old/2006/11/rcultura1.html
Дата рождения - 15 января 1935 года. Краткое резюме. http://uigurteatr.kz/ru/2012-06-16-12-29-11/2/76 Из видеоархивов – юная Зинат Акбарова Дорогие друзья, предлагаем вашему вниманию уникальные кадры, снятые в 1942 году, где еще маленькая Зинат Акбарова поет и танцует во всесоюзном конкурсе. Вот, что говорит об этом сама Народная артистка Республики Казахстан Зинат Акбарова https://parvaz.kz/index.php/zinat-akbarova – «…Когда мне исполнилось семь лет, я заняла первое место на Всесоюзной художественной олимпиаде детского творчества, которая проходила в Алма-Ате. Это было во время войны, в 1942 году, мы жили тогда в Чилике. Представляете, первое место в Советском Союзе! Среди победителей были Ольга Пархоменко (потом известная украинская скрипачка), собирательница хлопка таджичка Мамлакат Нахангова, тогда еще начинающий композитор Александра Пахмутова из Москвы. Мне вручили золотые часы (в голодное время мы поменяли их на пуд зерна), грамоту дали и сняли для киножурнала. Эту запись сорок второго года показывали много раз на протяжении долгих лет. Я там пою, танцую, такая заводная!» Отдельное спасибо за предоставление материалов тележурналисту Аиде Пахирдин и директору Государственного Уйгурского театра музыкальной комедии им.К.Кужамьярова Тохтахунову Руслану Абдушукуровичу https://parvaz.kz/index.php/ruslan-tokhtahunov-rt . Приятного просмотра. Dim lights Embed Embed this video on your site
ЗИНАТ АКБАРОВОЙ 85 ЛЕТ!15 января, Народной Артистке РК Акбаровой Зинат Аскаровне исполнилось 85 лет. От всей души поздравляем одну из выдающихся актрис и основоположников уйгурского театра из династии Акбаровых. Желаем ей крепкого здоровья на долгие года! Предлагаем вашему вниманию видео-очерк о ней, выпущенный в 2015 году к ее 80-летию. Dim lights Embed Embed this video on your site |